Дыра в бюджетах регионов России — более 600 млрд. Это норма?
Разное

Дыра в бюджетах регионов России — более 600 млрд. Это норма?

Дыра в бюджетах регионов России — более 600 млрд. Это норма?

Финансовый дисбаланс в русских регионах достиг критической отметки: расходы их бюджетов растут в два раза быстрее доходов. Норма или катастрофа? Объяснил эксперт.

Согласно новому отчёту Счётной палаты России, в регионах страны наблюдается серьёзный дисбаланс: расходы местных бюджетов увеличиваются темпами, вдвое превышающими рост их доходов. Почти 60% субъектов нашей страны суммарно имеют бюджетный дефицит, превышающий 600 миллиардов рублей. Эта цифра почти в 11 раз больше, чем аналогичный показатель за 2022 год.

Дыра в бюджетах регионов России — более 600 млрд. Это норма?

Суть проблемы, отметил в беседе с Царьградом экономист Антон Любич, не связана напрямую ни с СВО, ни с санкциями. Она коренится в устройстве самой бюджетной системы России, где существует сложное и зачастую неэффективное соотношение между налоговой и бюджетной моделью.

Регионы, как правило, крайне ограничены в возможностях влиять на формирование собственных доходов. Основу их бюджетов составляют налог на прибыль и НДФЛ (налог на доходы физических лиц), но у регионов почти нет полномочий, чтобы управлять ставками этих налогов, вводить льготы или стимулировать определённые виды деятельности. Это ставит их в зависимое и уязвимое положение: они обязаны исполнять социальные обязательства (в первую очередь по образованию и здравоохранению, которые в России финансируются преимущественно из региональных бюджетов), при этом не могут самостоятельно наращивать доходную базу.

Федеральный центр, со своей стороны, охотно расширяет социальные обязательства и вводит новые льготы, увеличивая нагрузку на регионы, но оставляет за собой контроль над ключевыми финансовыми потоками, оставляя субъекты в зависимости от федеральных трансфертов.

И в данном случае решение проблемы состоит именно в изменениях в бюджетном законодательстве, в перераспределении не только обязанностей, но и полномочий между федерацией и регионами,

— объясняет эксперт.

В текущей ситуации проблема обострилась из-за специфики налоговой структуры: региональные налоги (как налог на прибыль) очень волатильны и зависят от экономической конъюнктуры, тогда как стабильные и надёжные источники (например, НДС или НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых) в основном поступают в федеральный бюджет. Таким образом, сейчас мы наблюдаем снижение прибыли компаний и падение регионального налога на прибыль.

Дыра в бюджетах регионов России — более 600 млрд. Это норма?

Выпадающие доходы государства частично компенсируются за счёт роста НДС, но эти деньги идут в федеральную казну, а не в региональную. В итоге всё большая доля национальных доходов перераспределяется через федеральный центр, а регионы на местном уровне выглядят экономически слабыми. Это и объясняет, почему их расходы стабильно растут быстрее, чем доходы.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.