Россиянам рассказали, что стоит учесть при переводе ребенка на домашнее обучение
Разное

Россиянам рассказали, что стоит учесть при переводе ребенка на домашнее обучение

ПНИПУ: домашнее обучение не стоит использовать как «спасение» от школы

Россиянам рассказали, что стоит учесть при переводе ребенка на домашнее обучение

По данным исследования МГПУ, сегодня более 174 тысяч российских школьников обучаются дома. Ученые Пермского Политеха рассказали, в каком возрасте переход на домашний формат обучения может быть оправдан и почему не стоит использовать его при любых трудностях с социализацией. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе образовательного учреждения.

Домашнее образование — это форма обучения, при которой ребенок осваивает школьную программу самостоятельно или с помощью родителей, репетиторов и онлайн-платформ, оставаясь прикреплённым к аккредитованному учебному заведению для прохождения аттестаций и получения документа об окончании школы.

По словам доцента кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидата психологических наук Елены Расторгуевой, существует две категории детей, для которых обучение дома может быть эффективным:

«С одной стороны, это дети с трудностями в усвоении материала, которым нужен индивидуальный темп, или с проблемами во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками. С другой — одаренные и высокомотивированные ученики, которым скучно из-за медленного темпа и формальностей. Для них домашнее обучение — возможность двигаться быстрее, углубляться в предметы, развивать таланты».

Однако, как подчеркнул старший научный сотрудник кафедры «Химия и биотехнология» ПНИПУ, кандидат медицинских наук Валерий Литвинов, решение о переводе ребенка не должно приниматься родителями единолично:

«Такое решение необходимо обсуждать коллегиально — с участием педагогов, психологов и врачей. Не существует универсального психологического портрета, идеально подходящего для такого формата».

Наименьший психологический риск, по мнению экспертов, представляет переход в старшем школьном возрасте.

«К этому времени подросток уже имеет опыт взаимодействия с коллективом. В младших классах перевод на семейное обучение крайне нежелателен — именно тогда формируются эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки. Их нельзя заменить никакими знаниями или искусственным интеллектом», — объяснила Расторгуева.

Многие родители задумываются о домашнем обучении, если ребенок сталкивается с буллингом или конфликтами в школе.

«Важно отличать систематическую травлю — повторяющиеся нападения при попустительстве взрослых — от обычных конфликтов, которые являются естественной частью социализации. Домашнее обучение может быть временным выходом при тяжелой травле, но не должно превращаться в способ «сбежать» от трудностей», — подчеркнул Валерий Литвинов.

Изоляция от стрессовых ситуаций мешает формировать устойчивость и навыки решения проблем. Взрослым важно не ограждать ребенка от любых трудностей, а помогать ему осваивать способы конструктивного взаимодействия. Дети, обучавшиеся дома с раннего возраста, по наблюдениям психологов, часто сохраняют зависимую позицию.

Чтобы подготовить ребенка ко взрослой жизни, важно не только обучать, но и социализировать. Эксперты советуют включать в его жизнь очные секции, совместные проекты и общественные инициативы.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.